Задержка психического развития
Что такое ЗПР?
Задержка психического развития (ЗПР) – отклонение в сфере познавательной деятельности. Оно связано со снижением способности запоминать, воспринимать информацию и удерживать свое внимание на чем-либо. В отличие от ярко выраженных нарушений психического развития (например, олигофрении) ЗПР не сопровождается стойкими нарушениями в нервной системе.
Родителям не стоит паниковать. ЗПР - это отставание от норм возрастного развития, которое преодолевается при грамотном подборе системы мероприятий. Это нарушение – промежуточное звено между нормой и патологией. Наиболее явно обнаруживает себя в процессе обучения или подготовки к школе. Поскольку близкие люди сталкиваются с тем, что ребенку сложно адаптироваться в новой среде, найти общий язык с ровесниками. Выполнение учебных заданий дается с трудом.
Внимание
Концентрация. Ребенку сложно удержать в фокусе своего внимания какой-либо предмет. Трудно сосредоточиться на выполнении задания.
Объем. У него ограничена способность, концентрироваться, фокусироваться на чем-то одном. Это приводит к тому, что для усвоения малыша оказывается доступен меньший объем информации. Следовательно, восприятие им понятий и объектов фрагментарно и мозаично. Скажем, ребенок не сможет узнать хорошо знакомый предмет в непривычном для него ракурсе. Он словно урывками постигает окружающий мир. В определенный момент его внимание соскальзывает, и малыш уже не готов усваивать информацию.
Кроме того, снижается скорость реакции и ослабевает способность ориентироваться в пространстве.
Отвлекаемость. Детки с ЗПР легко переключаются на внешние раздражители. Это создает для них дополнительные трудности при необходимости сконцентрироваться на чем-то одном. Посторонние звуки, действия других людей, обстановка комнаты дергают их словно марионетку, вынуждая постоянно уходить от поставленной задачи.
Память
Длительность сохранения усвоенной информации также страдает. Ребенок с ЗПР обладает меньшим объемом долговременной и оперативной памяти. Недавно усвоенный материал с легкостью исчезает из его памяти. При обучении лучше опираться на наглядные формы обучения, поскольку картинки сохраняются у него дольше, чем слова.
Мышление
Малыш 5 – 6 лет мыслит, опираясь на собственный житейский опыт. Ему недоступно выявление связи между причиной и следствием. С трудом ему удается выделение первостепенных признаков предметов и их классификация, соотнесение между собой.
Воля и эмоции
Ребенку в целом сложно разобраться в своем эмоциональном состоянии. Для малыша с ЗПР нередко это становится непосильной задачей. Ему непросто высказать свои переживания, объяснить причины действий. Также это связывается с недостаточным развитием словарного запаса. Взрослым нужно помогать крохе, учиться разбираться в водовороте собственных эмоций.
Эмоционально-волевая область характеризуется незрелостью. Процесс выполнения дела не вызывающего интереса управляется волей. Однако ребенку с ЗПР сложно сопоставить свои желания с волевым «надо».
Речь
Малышу с ЗПР нелегко выстраивать межличностные отношения. Ему трудно обнажить свои эмоции, направить свое поведение в определенное русло, в соответствии с морально-этическими правилами. Их усвоение, кстати, также вызывает затруднение.
ЗПР становится следствием скудности словарного запаса и недостатков в произношении слов. Он воспринимает обращенную к нему речь, но дать понятный развернутый ответ ему не удается. Обычно его речь лишена наречий, глаголов и прилагательных. Следовательно, построение сложных, длинных предложений пока лежит вне зоны его способностей.
Отметим, что у каждого ребенка сила и зрелость тех или иных ВПФ находится на разном уровне. Кроме того, диагноз ЗПР настолько распространен, что иногда малыш награждается им незаслуженно.
Скажем, нарушение внимания может проявляться вкупе с двигательной расторможенностью и речевой активностью. Если к данным признакам не примешивается других, то в таком случае уместно говорить не о ЗПР, а о СДВГ (синдроме недостатка внимания с гиперактивностью).
Выделяется несколько типов ЗПР:
1. Конституциональный. У ребенка ярко выражен слабый уровень развития воли и способности, понимать и контролировать свои эмоции. Такие детки плохо привыкают к новым условиям, поскольку несамостоятельны. Их эмоциональный фон крайне неустойчив.
2. Соматический. Затяжная болезнь, врожденные пороки могут привести к ЗПР. Из-за общей слабости страдает и психическое состояние малыша. В итоге он лишается возможности нормально развиваться. Снижение внимания, познавательной активности и чрезмерная утомляемость – весьма благодатная почва для возникновения отставания в развитии. Подобным эффектом обладает и гиперопека.
3. Психогенный. Здесь причина нарушений кроется в самой социальной ситуации развития крохи, т. е. в тех условиях, которые создала для нее ее семья. Рукоприкладство, психологическое давление, безразличие к интересам и жизни домашних, авторитарный стиль воспитания, тормозят развитие ребенка.
4. Церебрально-органический. Это наиболее распространенный, но вместе с тем и самый труднопреодолимый тип нарушения. Патология беременности приводит к различным формам органических дефектов, которые снижают общий уровень развития крохи.
Профилактика ЗПР
Во время беременности ЗПР могут спровоцировать следующие факторы: заболевания матери, поздний возраст, лишний вес или чрезмерные нагрузки на организм разного рода.
После рождения важно следить за состоянием здоровья крохи. Не пренебрегайте профилактическими посещениями специалистов различного профиля.
Нормальное развитие ребенка просто невозможно без участия родителей. Он с рождения нуждается в их заботе, но что более важно в данном контексте в их ласке и любви. Ему очень важно, чтобы его ласкали, гладили, брали на руки, целовали. Это создает у него чувство безопасности и помогает нормально развиваться. На данном этапе для него наивысшую ценность приобретает эмоционально-личностное общение с взрослым. Это становится его ведущей деятельностью.
Итак, к ЗПР могут привести нарушения органического характера или просчеты самих родителей в воспитании.
Поводом для беспокойства служит недостаточный лепет малыша в годовалом возрасте; непонимание простых слов в полтора года; отсутствие попыток повторять за взрослыми в 2 года и неумение произносить слова в 3 года. Все это маленькие звоночки, предвещающие ЗПР.
Лечение задержки психического развития (ЗПР)
При диагнозе ЗПР детям должна быть оказана комплексная помощь родителей, психологов. Первична – диагностика причин заболевания, от ее результатов зависит дальнейшее лечение. Родительские забота, внимание, терпение и квалифицированная помощь специалистов помогут в преодолении социальных барьеров и трудностей в обучении.
В Москве лечением ЗПР занимаются в Клинике биоакустической коррекции с помощью одноимённого метода биоакустической коррекции. Более подробно о возможностях использования данного метода при задержках психического развития у детей читайте в статье по ссылке.