Развитие мелкой моторики у дошкольников с диагнозом «Детский церебральный паралич» в процессе развлекательных занятий В.В.Воскобовича
У детей, страдающих церебральным параличом, нарушена двигательная система организма. Детям трудно осваивать общую и мелкую моторику, выполнять какие-либо действия и ощущать их. Большие затруднения ребята испытывают, выполняя действия по словесным указаниям, соблюдении упорядочения элементов действия, согласовании движений пальцев, частей рук от запястий до пальцев. Одной из причин недоразвития познавательной и мыслительной деятельностей является выраженное двигательное недоразвитие в сочетании с сенсорной недостаточностью.
Занимательные игры В. В. Воскобовича и необычная форма реализации занимательных дел создает благоприятный эмоциональный фон, формирует у ребенка мотивацию на удачное прохождение препятствий. Многофункциональность авторских развлекательных занятий оказывает помощь в поддержке постоянного внимания воспитанников, содействует значительной результативности занимательных дел. Педагоги-дефектологи составили перечень авторских игровых пособий для дошкольников с церебральным параличом:
Морское судно «Плюх-Плюх» активно содействует развитию тактильных ощущений. Процесс манипулирования «шероховатыми» флажками у малышей развивает реакции, необходимые для правильного захвата игрушек. Кроме того, игрушка формирует элементарные знания в математике, развивает логику. В игре дети считают флажки, группируют их по окраске, числу, составляют и решают примеры до пяти.
Многогранник «Черепахи» также развивает моторику. С игровым материалом ребенок действует так: правильно берут игрушку из разных положений – сверху, снизу, сбоку от него, рассматривает ее, щупает, производит простейшие манипуляции; снимает и надевает «черепах»; сортирует «черепах» по цветовой гамме и размеру. У детей активизируется творческое мышление, развивается умение сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, мелкая моторика верхних конечностей тела.
«Веревочка-Малышка» оказывает помощь в развитии мелкой моторики, способности определять расстояние на глаз, творческое мышление, логики, способности заниматься делом продолжительное дело.
«Клеточки под волшебной пленкой» формируют у детей пространственно-временные характеристики. В развлекательных занятиях детям предлагаются поручения по таким линиям: совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги; выработка движений руки слева направо, сверху вниз через создание образов дорожек, ленточек, что благотворно сказывается на усвоении графических навыков.
Учебный коврик «Ларец» - клад сказок, игр и историй. «Ларец» развивает мелкую моторику, ориентировку в пространстве, сосредоточенность, умение сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, мыслительную активность, тактильную чувствительность, речь.
В развлекательные занятия включены персонажи, которым дети помогают преодолевать трудности в путешествиях. Возможность исправить ошибку формирует уверенность в самостоятельной деятельности.
В результате, игровые пособия В.В.Воскобовича – это неповторимые средства для улучшения подвижности верхних конечностей тела; изменения типа хватания, захвата с кулачкового на трехпальцевый; определения ведущей верхней конечности; формирования более устойчивого внимания; для активности и развернутости речи; для повышения способности запоминать и воспроизводить в сознании прежние впечатления; для согласованности зрительного и двигательного анализаторов; для улучшения умения находить заданное место на листе бумаги; для общего повышения уровня психических процессов.